Капнист туда и обратно
Михаил Левитин мечтал об этом спектакле лет 20, прочитав стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства» — «исторический анекдот, пересказанный автору Натаном Эйдельманом».
Как из стихотворения сделать пьесу? Как поставить стихотворение на сцене да ещё в пространстве Давида Боровского? Вот что волновало режиссёра, особенно после ухода из жизни Давида Боровского, без общения с которым, по признанию Левитина, ему очень одиноко. Давид Львович — великий художник, вошедший в историю отечественной и мировой сцены. Многие годы он был тесно связан с «Эрмитажем», работал в содружестве с Левитиным не раз. Они задумывали в едином пространстве — пространстве Боровского — 10 спектаклей. Воплотились только два — «Безразмерное Ким-танго» и «Белая овца». «Капнист туда и обратно» — третий, сделанный в отсутствие мастера.
Музыкальная трагикомедия из истории XVIII века. Действие происходит ночью в придворном театре. Интрига! Клевета! Цензура и коррупция! Гнев и милость императора Павла I! Чиновники-взяточники против наивных влюблённых. Куда деваться бедному поэту? Права человека в России? Это смешно.
В основе пьесы Юлия Кима, куда вплетены и оригинальные тексты драматурга Василия Капниста, — абсурдный, хотя и достоверный анекдот из истории XVIII века. Кстати, вполне актуальный и в наши дни. Внезапно ночью император Павел I является в придворный театр и велит актёрам немедленно представить ему на сцене новую комедию Капниста «Ябеда». Сонные и перепуганные артисты начинают играть, но император их останавливает. Он в бешенстве. Капнист клевещет на Россию: можно подумать, что вся страна только на взятках и держится! «Был ты Василь Васильевич — будешь Сибирь Сибирьевич!» — таков вердикт высочайшего зрителя. Однако, досмотрев «Ябеду», самодержец-самодур меняет гнев на милость… Тут-то и начинается самое интересное.
Пересказ фабулы, как всегда у Левитина, не исчерпывает ничего. Скажем только, что публика найдёт в спектакле немало забавных сюжетных поворотов, достаточно печальную иронию и остроумную стилизацию, выраженную и словом, и мелодичной, запоминающейся музыкой (поют все и поют много), и, наконец, яркую и даже пышную театральную форму: дело всё-таки случилось при российском императорском дворе.
В спектакле принимает участие оркестр театра — Ольга Боголюбова, Павел Боев, Александр Боровиков, Анна Вандяева, Михаил Демидов, Ольга Донская, Асыл Жакыпбек, Татьяна Клименко, Василий Ковзал, Диана Кузнецова, Елена Купцова, Захар Ляхов, Дарья Маглёванная, Олег Макаров, Александра Максимова, Валерий Мацнев, Константин Медюк, Дмитрий Попков, Ирина Попова, Андрей Рашин, Ирина Ревина, Наталья Рогулина, Динара Рысалиева, Елизавета Садакова, Александр Талалов, Мария Федорова, Елена Чекунова, Александра Чуркина, Вячеслав Шустов.
Создатели спектакля
Актеры и роли
Тредиаковский, бас
Гражданской палаты